6 - нравится
1 - не нравится
85,7%
Саллах Шабати

Саллах Шабати (1965)

Sallah Shabati

60-е годы для Израиля — время великих переселений: сотни людей в этот период приезжают в страну. Энтузиасты мечтают о новом общественном устройстве, основанном на равенстве и взаимопомощи. В это время развивается система кибуцев. Кибуц — это специфический сельский населенный пункт, где все работают на общину. Никакой зарплаты члены кибуца не получают, но необходимое выдается из общего фонда. Поскольку работает принцип «или каждому — или никому», кибуц не может дать все и с избытком. Например, автомобиль остается вне распределяемых кибуцем благ.

И вот в такое время приезжает из Марокко с женой и детьми человек по имени Салах Шабати. Простодушный и немного ленивый, герой не очень-то хочет жить в бараке и делать скучную работу. Поэтому Салах Шабати целыми днями играет в нарды с соседом и пытается придумать, как бы получить хорошее жилье и побольше денег. И тут начинаются выборы в местные органы самоуправления, где важен каждый голос. И каждая партия что-нибудь обещает. А уж если проголосовать за всех… Может, это не выйдет. Но уж если кто-то потерял белого пуделя и предлагает вознаграждение, можно притащить какую-нибудь собаку… Не обязательно же белую? И не совсем пуделя…

Увы, не получается у Салаха заработать таким образом. Но у него есть дочь на выданье. По марокканской традиции желающий жениться должен заплатить выкуп. И жених есть, но кибуц не даст денег на такие глупости. Тут так не принято. Как быть?.. Все, конечно, будет хорошо. И не только у Салаха Шабати, а вообще. Именно поэтому фильм, снятый в классических традициях мирового кинематографа шестидесятых, так нравится современному зрителю — и не важно, когда именно происходит кинопоказ.


   

Смотреть онлайн

Смотрите также

Актеры


Все актеры ... »

Скачать бесплатно

Найти в Yandex » Найти в Google »

Отзывы

Отзывов: 1
dnipro19 • 29.08.2019 в 00:48 • Положительный
"САЛАХ ШАБАТИ"/"SALLAH SHABATI"

....... Все, конечно, будет хорошо. И не только у Салаха Шабати, а вообще. Именно поэтому фильм, снятый в классических традициях мирового кинематографа 1960-х, так нравится современному зрителю........Кстати, название фильма, «Салах Шабати», — игра слов: йеменское еврейское имя также напоминает фразу на иврите סליחה שבאתי, «слиха шебати» («простите, что я приехал»). В ранних печатных версиях рассказов Эфраима Кишона, которые были переработаны для фильма, персонажа звали Саадия Шабтай.......Итак, Салах Шабати . Ступив на Землю обетованную, он произносит надлежащее благословение. С ним сын и дочь на выданье, несколько младших отпрысков, беременная жена и какая-то старушка.....
- Ваша родственница?
- Не знаю, может, и родственница. Не будь она родственницей, чего бы она поехала с нами за границу. Наверное, родственница......
Он умеет (и любит) делать две вещи: петь песню про богача Машиаха, и играть в шеш-беш. А в Израиле в те годы у власти были социалисты-ашкеназы: Леви Эшколь, Игаль Алон,Голда Меир.... Культ труда, общественной пользы и все такое. А Салах Шабати хочет пользы исключительно для себя. Оказавшись в маабаре – временном лагере, состоящем из бараков, – он все равно ведет сибаритский образ жизни восточного мужчины: целый день играет в нарды с соседом-ашкеназом Ехезки Гольдштейном, жалуется на судьбу не ниже как Всевышнему, а вечером отдыхает в кафе. Ему обещали дать квартиру в настоящем доме – бетонной коробке, которая для героев фильма похожа на рай: там несколько комнат, электричество, вода из кранов. Пока же оборванные дети вместе с козой бегают по лагерю, а новое жилье все не дают, требуя за оформление документов большую сумму. Весь фильм Салах пытается эту сумму раздобыть....... Конечно, между детьми Салаха Шабати и кибуцниками завяжутся романы, и юная кибуцница будет учить йеменца доить корову, а прекрасная Хабуба - умолять возлюбленного-кибуцника: «Купи меня у отца». И в кибуце созовут собрание, чтобы решить, стоит ли выделять общественные деньги на покупку невесты.
- На эти деньги можно купить несколько обогревателей!
- Да, но кто захочет целоваться с обогревателем?
Салах Шабати – не ловкий гешефтмахер и не шолом-алейхемовский шлимазл. Это все ашкеназские типы, а перед зрителем типичный сефард с соответствующим акцентом (видимо, при переводе на русский его надо было передавать кавказским)........Уроженец Тель-Авива гениальный актер Хаим Тополь прекрасно играет обаятельных авантюристов (а также многодетных отцов). Недаром героиня Гилы Альмагор (прима израильского театра и кино, а в 1960-е - совсем юная девушка) вздыхает, думая про Салаха Шабати: «Ах, был бы он лет на 20 моложе…»........Салах патологически не способен работать, любой труд вызывает у него возмущение и отвращение, тем более работа на лесопосадках, куда направляют всех жителей маабары. Чиновник спрашивает у каждого о его профессии, после чего неизменно выкрикивает: «Лесопосадки!», а если кто протестует, начинает кричать, что когда он приехал в Землю Обетованную, ему пришлось еще хуже. Вечная израильская фишка: старожилы презирают новичков, явившихся на все готовое. Так было в 1960-е, так происходит и сейчас, когда приехавшие в 1960-е стали не только старожилами, но и стариками..... А еще можно подзаработать на выборах. Это тоже вечная тема, и сатира Кишона нисколько не устарела. Сытые партийные деятели подкупают нищих избирателей. Салах Шабати, получивший деньги от всех партий, и голосует сразу за всех – по справедливости. Голосуют карточками с изображением букв, и конверт, в который Салах их напихал, не помещается в щель урны... Во всех героях есть свое обаяние: шовинистические высказывания главного героя вызывают только смех, американские туристы – богатые дураки, но все же люди, молодежь вообще очаровательна. Только в чиновниках нет ничего приятного. И Салах Шабати понимает наконец их психологию, или – бери выше – открывает жизненный закон: ЛЮДИ ВСЕГДА ПОЛУЧАЮТ ТО, ЧЕГО НЕ ХОТЯТ. НАДО ПЕРЕСТАТЬ ХОТЕТЬ – ТОГДА СРАЗУ ПОЛУЧИШЬ...... И жители маабары устраивают контр-демонстрацию – приходят к чиновничьему офису с плакатами, детьми и козой и скандируют: «Не хотим жилья! Хотим жить в лагере! Не хотим жилья! Хотим жить в лагере!».......Чиновники в ярости. «Все равно все будет по-нашему», - кричат они. И в один прекрасный день маабару неожиданно ликвидируют и всех жителей принудительно везут........... в новое жилье – с электричеством и горячей водой. Надо сказать, что время в фильме показано,как всегда в Израиле, тревожное, и ассоциации пробуждаются в самый неподходящий момент. Когда люди в форме начинают хватать и запихивать в грузовик Салаха, его семью и соседей – зритель поневоле ежится. Но все хорошо, это наши люди, и герои едут не из дома в лагерь, а, наоборот, из лагеря – домой. Они сделали вид, что им не нужно жилье – и вскоре его получили. Много бесполезных усилий плюс немного притворства и большая доля абсурда – таков секрет успеха. Да, это совсем не "американская мечта".......В чем секрет «Салаха Шабати»? Почему так приятно смотреть этот наивный черно-белый фильм с несложными комическими эпизодами и павильонными съемками (если герои едут в машине, на самом деле они сидят, а машину трясут статисты, и это заметно)? В бонус-треке Эфраим Кишон рассказывал о том, как проходили съемки, и признавался – мы, мол, и не знали в то время, как снимать кино, представления не имели. Явное кокетничание. В фильме нет ни одного лишнего эпизода, ни одной проходной реплики. Языковые неправильности ласкают слух. Популярные актеры, еще не слишком испорченные славой, играют так, что видно: им самим это в кайф........Да и сам автор этого фильма, удостоенного Золотого Глобуса, Эфраим Кишон — в первую очередь был писатель-сатирик, а затем уже — режиссер, поставивший по своим сценариям пять фильмов. «Салах Шабати», изначально будучи пьесой, стал первой ласточкой, укрепившей славу Кишона и принесшей мировую известность Хаиму Тополю.......Известно, что Эфраим недолюбливал коммунистический режим. Поэтому он не мог обойти вниманием жизнь кибуцев — израильских сельскохозяйственных коммун, «характеризующихся общностью имущества и равенством в труде и потреблении». Короче говоря, еврейских колхозов.......Поначалу кибуцное движение набрало неплохие обороты, но затем постепенно угасло. Основной людской резерв общин — активисты заселения из Европы — был уничтожен во время WWII. Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948, состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Холокост, которые не были склонны к жизни в коммунах (я вообще с трудом представляю себе более идиотскую идею, чем еврей-коммунист). Так что, даже попав в кибуц, они не особо рьяно трудились на общее благо, предпочитая торчать на крылечке с газетой....... Фильм очень забавный и ненапряжный. А еврейско-израильского колорита здесь — пруд пруди: от пропитанных ментальностью шуточек до остроумных песен, тянущих на анекдоты с наложенной музыкой. Он достаточно весел и заслуживает просмотра..... c удовольствием РЕКОМЕНДУЮ......


Для добавления отзывов, необходимо зарегистрироваться и войти на сайт.