23 - нравится
2 - не нравится
92,0%
Укрощение огня

Укрощение огня (1972)

Фильм рассказывает о зарождении, становлении и развитии советского ракетостроения — от первых пятилеток до создания сверхдальних современных ракет. В фокусе внимания создателей ленты судьба Андрея Башкирцева, главного конструктора, отдавшего жизнь осуществлению великой мечты — освоению Космоса.


   

Смотреть онлайн

Смотрите также

Актеры


Все актеры ... »

Скачать бесплатно

Найти в Yandex » Найти в Google »

Отзывы

Отзывов: 4
dnipro19 • 04.05.2019 в 17:52 • Положительный
“Укрощение огня”/ “Bändigung des Feuers“/ „Taming of the fire”/ “Le Domptage de feu »/ « Domare il fuoco”/ «Прибо́ркання вогню́»/ “Chế ngự lửa”

….Этот фильм Даниила Храбровицкого явно стал событием в СССР по самому большому кругу параметров... Сначала, конечно, странно. что в советское время практически не было фильмов о космонавтах. Очень странно. Такая тема, выгодная и в плане пропаганды, и в воспитательных целях. Собственно, пытаюсь вспомнить, но кроме фантастики ничего не было. Даже про Юрия Гагарина, уж казалось бы. И то ничего. Или, скажем, тема про лунные аппараты. Там на десяток фильмов минимум. Про то как какой нибудь завод на три процента хочет поднять производительность фильмов полно. А про то что именно советские аппараты первыми были на разных там планетах -- ни одного художественного фильма. Это без всяких шуток большое упущение тогдашней советской пропаганды. Полагаю, понятно, что над все этим висела паранойя секретности.. В фильме же «Укрощение огня» впервые была приоткрыта завеса секретности над ракетно-космической промышленностью СССР. Под вымышленными именами героев фильма скрывались засекреченные в то время имена конструкторов ракет и ракетной техники. Их роли, после строгого отбора, исполняли актёры, которых утверждали на роль лишь после согласования с Правительством СССР. В видимой части этот лист включал имена Кирилла Лаврова, Ады Роговцевой, Игоря Горбачева, Игоря Владимирова, Андрея Попова, Иннокентия Смоктуновского , Всеволода Сафонова, Зиновия Гердта, Светланы Коркошко, etc… Съёмки картины проходили в 1970-71 на космодроме Байконур, в Звёздном городке космонавтов, а также в Кремле при участии ведущих московских и ленинградских актёров. Оборудование командного пункта на Байконуре и центра управления — не настоящее, это декорации, имеющие с реальной обстановкой мало общего. Вместо устаревшей к тому времени двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 при съемках использовались другие ракеты, впрочем, созданные на ее основе и являвшиеся вполне современными на момент съемок. В частности, при выведении первого спутника показана трёхступенчатая ракета, и слышен доклад телеметриста об окончании работы третьей ступени, что есть явный грех против подлинной истории события. Кураторы из КГБ СССР, а также политическое руководство cтраны оказывали давление на создателей картины с требованиями переделать сценарий и переснять, или просто вырезать, многие сцены. И потому, невзирая на хорошую игру актёров, в сценах на космодроме более 1000 метров фильма были вырезаны и уничтожены из-за советской цензуры и завесы секретности над ракетно-космической промышленностью СССР. Окончательное разрешение на выход фильма было дано Дмитрием Устиновым после закрытого просмотра у Леонида Брежнева. Фильм вышел в прокат в СССР на годовщину полета Гагарина в Апреле 1972. Урезанная версия в 1973 была отдана в заграничный прокат. Именно эта урезанная прокатная версия была выпущена на видеокассетах и дисках. Из-за этого общеизвестный современный вариань на 100 минут короче первоначального варианта режиссёрского.... Предполагаю, что фильм этот как раз и был призван повысить начавший угасать интерес общества к космической тематике. Тем более, что снят он был далеко не в самый лучший момент развития советской космонавтики.. После Королёва руководство отраслью перешло к людям, без сомнения грамотным и опытным, но практически неизвестными в высших политических кругах, что впрочем было понятно, но главное лишёнными той самой королёвской одержимости. Более того, новое руководство относилось к вопросам освоения космоса с некоторым скепсисом и иронией. Да и сами полёты в космос стали восприниматься обществом уже как нечто рутинное, без свойственного романтизма…. В титрах создатели дают понять, что фильм — художественный, и его персонажи и происходящие события — отвлечённый художественный вымысел. Сам Храбровицкий указывал, что в фигуре Башкирцева он хотел создать некоторый собирательный образ конструктора ракетной и авиационной техники; другие режиссёры и исследователи истории освоения космоса на это также указывают ... Да, конечно, фильм пропагандистский, но разве безосновательно в СССР и России гордились и гордятся достижениями в области освоения космоса? Разве ученые не заслуживают уважения? Конечно заслуживают -- не заслуживают чиновники и режимы, которые всегда думающих и умных людей гнобили и подавлялось всякое творчество. … Сама же первая картина о начале освоения космоса была встречена овацией и триумфально прошествовала по «домашним» смотрам и фестивалям стран соцлагеря. Очевидно, что главной причиной тёплого приёма послужил романтический ореол поднимаемой проблематики, претензия на взгляд изнутри и первопроходческая репутация в деле нащупывания разгадки мистерии космического прыжка. Разумеется, фильм не стрелял, да и не мог выстрелить прицельной очередью фактов по мишеням государственных тайн, не разрушал многочисленные идиллические клише о единстве партии, народа и научной интеллигенции и не пытался размифологизировать культурное пространство. Вездесущий, овеянный густой патетикой, подчас вульгарный и нарочитый соцреализм здесь выполнял тройственную роль: партитура для творческой кинобригады, пресловутая технология отображения действительности и единственно возможное кинематографическое решение в период «вельветовой» сусловской реакции.... А каждый удачный запуск ракеты неизбежно сопровождается хоровым «Интернационалом»... Кирилл же Лавров при всей своей броской харизматичности добавлял в восприятие центрального персонажа, ставшего прототипом сразу трёх академиков (Сергея Королёва, Мстислава Келдыша, Владимира Челомея ), порцию неестественной атрибутики глашатая светлого коммунистического будущего: восторженного рвения в деле служения партии и народу, наивного, безалаберного бесстрашия и «партизанского» стоицизма. Учитывая массивный цензурный каток, который вогнал в архив не один десяток лент не на один десяток лет, не вызывает удивления полное игнорирование темы репрессий. Разгон Реактивного института в конце 1930х , казни военных инженеров-ракетостроителей, расстрельная статья Королёва, в последний момент заменённая на 10 лет ИТЛ без права переписки, пытки и истязания Прометея из Житомира в «гостеприимных» лубянских застенках, многолетний рабский труд в шарашках будущего демиурга космической революции — всё это аккуратно выпало из поля зрения объектива кинокамеры, поскольку закономерно внесло бы сумятицу в зрительское любование невероятными достижениями послушных сынов страны рабочих и крестьян....В канву фильма в почти последний момент была вплетена и любовная история, дескать, советский человек имел полное право и на любовь. Но конкретно эта любовь получилась исключительно корявой, как бы намеренно подчёркивающей, что у великого человека не может быть времени на шуры-муры; то он отказывается от них сам, то они от него, но всё равно он — всегда выше этого. Хотя финал этой истории закреплял в подсознании положительное чувство, что великий гений, отдавший всего себя без остатка служению Отечеству, достоин хоть на какое-то законное утешение на семейном фронте..... Полагаю, что именно по причине густой советско- партийной идейности, фильм на сегодня изжил себя...

Владимир_Петров • 22.01.2017 в 22:56

Хорший фильм!

GaWuR • 28.08.2016 в 15:54 • Положительный

Хорший фильм!

FRIEGEN • 16.04.2016 в 18:05 • Положительный

Отличный Фильм !


Для добавления отзывов, необходимо зарегистрироваться и войти на сайт.