4 - нравится
0 - не нравится
100,0%
Я – Иван, ты – Абрам

Я – Иван, ты – Абрам (1993)

Действие фильма разворачивается в тридцатые годы перед еврейским погромом в приграничном местечке Польши, ставшим своеобразной эмиграционной зоной. Два подростка — Иван и Абрам — удирают от диктата взрослых в большую жизнь. На розыски беглецов отправляются сестра Абрама Рахиль и ее жених, коммунист-подпольщик Аарон, для которых это поручение — всего лишь возможность вместе провести счастливые дни…


   

Смотрите также

Актеры


Все актеры ... »

Отзывы

Отзывов: 2
dnipro19 • 19.06.2019 в 01:17 • Положительный
"Я - ИВАН, ТЫ - АБРАМ"/"Я - ІВАН, ТЫ - АБРАМ"/"JESTEM IVAN, JESTEŚ ABRAMEM"/"I AM IVAN, YOU ARE ABRAM"/ "MOI IVAN,TOI ABRAHAM"/ "ME IVAN, YOU ABRAHAM"/ "IVAN AND ABRAHAM"

......Немного иронично улыбнуло, что еврейскую девушку Рахиль сыграла актриса с русским именем Мария Липкина у которой кстати по внешности и не русские и не еврейские черты проглядывают, а скорее восточно-азиатские а вот особу по имени Маня исполнила еврейка Лика Кремер из известной музыкальной династии. Но что еще более феерично , Мария Липкина сейчас живет в Израиле.......
Фильм --метафоричный по содержанию.
Фильм о событиях произошедших в 1930-х "в приграничном местечке Польши.
Фильм, где совершенство интуиции и мастерство соседствует с присутствием любви и одухотворённости в работе художника.
........Как головою в омут, без предисловий, зрителя погружают в еврейскую семью, где непонятно что делает христианский мальчик Иван (Саша Яковлев). Он, по всей видимости, поляк (так как действие происходит в предвоенной Польше), в совершенстве владеет идишем, полностью освоился среди иноверцев, ему никто не мешает носить и держать в еврейском доме (!) крест. Как он попал в дом, чем занимается – совершенно не понятно. хотя вроде как получается, что Ивана «послали учиться ремеслам в еврейскую семью или Иван взят на услужение в еврейскую семью. С чего это взяли авторы – не понятно. Где показано, чтобы Иван хоть у кого-то хоть чему-то учился? Или кому-то служил?.......Лучший друг Ивана – Абрам (Рома Александрович), младший его по возрасту, непоседливый, шкодливый херувим с пейсами и странным характером. Хотя для меня не странно видеть еврейского мальчика, выросшего в еврейской семье, в местечке, в то время, когда еще еврей и вера были синонимами, — внезапно заявляющего, что ему не хочется идти молиться, хамящего маме и дерущегося в синагоге, …Это было время развала традиций европейских ашкеназим........Впрочем, семья Абрама – это разговор отдельный. Там кипят почти шекспировские страсти, но кипят чисто по-еврейски: подспудно, неслышно ни для кого, не выметая сор из избы. Суровый, ни с чем не считающийся дедушка Нахман (замечательный Ролан Быков), собирается выдать свою внучку Рахиль (Мария Липкина) замуж за нелюбимого, а томный отец Мордхе ( прекрасный Александр Калягин) носится с этой самой дочерью, как дурень со списанной торбой. Ни у того, ни у другого и в мыслях нет спросить девушку: а чего, собственно, хочет она сама?........А зря не спросили! Ведь сама Рахиль хочет только своего мил-друга Аарона (Владимир Машков) – дёрганного марксиста-лениниста, бежавшего из тюрьмы, где сидел, как все марксисты-ленинисты, ни за что. Явившись, как призрак к Абраму и, попросив держать это в строжайшей тайне, Аарон рассчитал совершенно верно: единственный способ оповестить всех о своем возвращении – это рассказать что-то Абраму по секрету. Наплевав на всё и всех, Рахиль птицею понеслась к любимому, с которым собралась соединиться, как пролетарии всех стран, на пространстве ааронова дома, поставив стоять на стрёме ааронова же папу Залмана (мудрый Зиновий Герд). Рухл тоже рассчитала верно: хоть ничего и не было, но теперь жених от нее не откажется, и Аарон поведет ее… если не «к хупе»… — то в ЗАГС, конечно........А тем временем, в местечке в один день случилось две беды: приехал Князь (Олег Янковский), — темная личность с драконьим прищуром коварных глаз. Вызвав своего управляющего, — Нахмана, — он сказал, что проигрался в карты дотла, и, забрав у общины все деньги, бежал. Прознав об этом, оставшиеся без средств к существованию люди быстро нашли виноватых: ЕВРЕИ, напившись детско-христовой кровушки, колдовством прибрали к рукам местечко! И, как будто специально улучив момент, откуда-то приплелся грязный бродяга (Армен Джигарханян), принявшийся подстрекать местных католиков на погром, благо повод более чем очевиден.......Впрочем, всё это мало заботит Абрама. У него другая печаль: лучшего друга-гоя Ивана зачем-то отсылают из дома! Зачем – не понятно … Не в силах перенести потерю, еврейский мальчик остригает предательские пейсы, —и бежит с ним, перед этим обворовав отчий дом. .......В погоню отряжается Аарон, вызвавшись добровольцем. Справедливый вопрос: ему это надо? – остается неразрешенным и не отвеченным. Это пусть зритель сам дотумкает: может, из марксистко-лениниского интернационализма и любви к детям, может, из желания доказать Нахману и Мордхе, что он — Аарон, — полезный парень, может, еще почему-то. А чтобы ему не было скучно догонять, в телегу влезла Рахиль – ей терять нечего, она и без того потеряна.......Конечно, эта парочка никого не собиралась искать: вот еще, гоняй куда-то за сто верст животину! Побегают пацанята кругами с ночевкой, наиграются в войнушку, оттянутся наедине в лесу – и сами вернуться. Для Аарона и Рахиль эта поездка – просто возможность спокойно объединяться, не беспокоясь самим и не беспокоя родных и близких. Чем они и активно занялись, вместо того, чтобы спасать евреев от готовящегося погрома. А это попытался сделать вечный праведник (Алексей Серебряков), предупредивший Нахмана о грядущей беде.......Тем временем Иван и Абрам попадают из огня да в полымя: то всадники с бичами, то поляки с крестами, то цыганка с картами, то лошадник Стефан ( прекрасная роль польского кумира Даниеля Олбрышски) с больным жеребенком, к которому Абрам воспылал страстью нежной. А в итоге — как в песне, — дорога дальняя на пепелище, в которое погромщики превратили местечко. Жутковатая сцена, кстати, единственная, пробирающая по-настоящему. Но все это, как волны об утес, разбивается о совершенно некстати вставленную “цыганскую” песню Владимира Высоцкого (кто таков??). Финальные титры, затемнение, занавес........Каюсь: при описании я не строго держался сюжета, всеми силами стараясь придать хоть какую-то цельность набору еврейско-погромно-цыганского cюжета.......Очевидно, что собранный из претендующих на серьезность тем, сценарий дает отдельным частям совершенно сюрпризное развитие.......Очень неожиданный фильм. Неожиданно, что снимали французы. Неожиданно шикарный, звездный актерский состав. Неожиданный показ подробностей бытовой жизни диаспоры. Неожиданное отсутствие перевода эпизодов, где звучит идиш: это наводит на мысль, что фильм создавался исключительно своими для своих. И вообще неожиданный подход к теме....... Фундамент образуют множество колоритных эпизодических персонажей в исполнении прекрасных российских актёров. Четыре героя, две сюжетные линии и груда монтажных лоскутков оставляют неоднозначное отношение от увиденного, но работа Зоберман заслуживает внимания и уважения........Глава из романа — это первая половина фильма, построенная на благозвучной языковой полифонии и быстрой тасовке отрывочной галереи молчаливых и говорящих «рож», изображённых виртуозным существованием в образе великими лицедеями. Ансамбль состоялся в насыщенной романной основе, взятой как бы из середины объёмного текста. По имеющимся крупицам лиц персонажей легко считываются судьбы живых людей объединённых роком в одну общую судьбу на небольшом участке земли, где выживают соседствующие евреи, русские, цыгане, поляки. Так и ждёт зритель необходимого обобщения или второй главы, но история делает крен от общего к частному, переплетая два разрозненных рассказа........ Отношения героев свободно поддаются гомосексуальной трактовке, но навряд ли таковой была задача режиссёра. Однако упущение в работе над характерами повредило восприятию закономерного финала. Такт изобразительного решения, особенно в последних сценах, похвален, но в том месте, где звучат вынесенные в заголовок слова «Я — Иван, ты — Абрам" вместо положенной выстраданности и растерянности остаётся только пожать плечами. Невинным и симпатичным Ивану и Абраму сочувствуется меньше, чем жестокому Быкову,подлому Джигарханяну, добродушному Калягину, слабовольному Серебрякову, одинокому Ольбрыхскому, мудрому Гердту, демоническому Янковскому. Сочувствие вызывают лишь живые, пусть живое и далеко от идеала милосердия, о котором вопит «братственный» пафос названия.........Два мальчика. Невинные беглецы, уносящие ноги от одной беды и натыкающиеся на другую, языковой коктейль из русского, идиш и обрывков польского, бандитский шансон и заупокойная песня цыган, снисходительная улыбка застенчивого Ивана, и напряженный, в объятиях Рахели, Машков. Замыкающее круг возвращение на пепелище — предвестье большого огня… Иван и Абрам. Они обещают быть вместе, ещё не зная, что их ждёт впереди. Пройдёт время — и все узнают......Если останутся живы..... РЕКОМЕНДУЮ........

эсбэ • 25.07.2015 в 11:36

Сложный по воплощению. Метафоричный по содержанию.
Фильм о событиях произошедших на заре прошлого века
"в приграничном местечке Польши, ставшим своеобразной"... вавилонской башней.

Фильм, где совершенство интуиции и мастерство соседствует
с отсутствием любви и одухотворённости в работе художника Зоберман.
Её 1-ый фильм оказался, практически, единственным.

/ ощущение, что Иоланда вряд ли расстроилась от этого /


Для добавления отзывов, необходимо зарегистрироваться и войти на сайт.