В пасти безумия (1995)

Дополнительная информация

Я сейчас сделаю одно страшное признание. Вы только не кидайте в меня, пожалуйста, сразу жвачками, арбузными корками и использованными презервативами, а то я больше не буду делать признаний. И этого не будут делать, если не пообещаете, что не будете никакой гадостью в меня кидать, особенно такой тяжёлой, которая может мне голову разбить. Обещаете? Ну хорошо. Так вот, моё признание состоит в следующем: Всю свою жизнь я думал, что фильм "В пасти безумия" — это трибьют Стивену Кингу. Ой... нет... ой... блять... чем же вы в меня кидаете, суки!.. за что?!. Ой.. Ну всё, хватит. На самом деле, теперь-то конечно, благодаря Александру Руденко и сайту imdb.com я знаю, что фильм "В пасти безумия" — это сразу два трибьюта. То есть, знаете, как бывает — грибница одна, а гриба растут два? Так вот и здесь: корень один, и зуба вырасло два, вот и получилось тридцать тр... ой, нет, это из другого фильма. Так вот: фильм "В пасти безумия" один, а трибьюта в нём сразу два. Первый и основной трибьют — это, конечно, трибьют Лавкрафту. Не смотря на то, что в фильм не попал главный вклад Лавкрафта в мировую культуру — знаментое Ктулху, в фильме, тем не менее, присутствуют его родственники — Старейшины, прорывающиеся в наш мир из параллельного, и также множество других лавкрафтовских цитат, включая и куски собственно лавкрафтовского текста, который персонаж читает вслух. Поскольку моё знакомство с творчеством Лавкрафта сильно ограничено (я читал один-единственный тоненький сборник его рассказов), то оценить всю глубину и красоту задумки Майкла Де Луки я затрудняюсь. Зато вот отсылки к Стивену Кингу, я, человек, прочитавший 19 его романов, и немеряно повестей с рассказами, смог без труда. Начиная с имени писателя — Саттер Кейн, я уже знал, что будет дальше. Несуществующий городок в штате Мэн, с которого начнётся апокалипсис. Жители городка, которые из добрых и милых соседей водночасье превращаются в ужасных и кровожадных зомби, тема "писатель и народ", тема "отсюда нет выхода", и, наконец, тема "вот и пришёл нам всем полный пиздец". Впрочем, последняя тема не является исключительной прерогативой Кинга, но он немалую лепту внёс в её развитие. При этом, даже если картину смотрит человек, который никогда и не слышал не то, что про Ктулхов с Лавкрафтами, — но даже Зелёную милю по ящику не смотрел! — думаю, его удовольствие от фильма будет не меньше. Это, в общем, и называется "хороший пост-модерн". Сюжет фильма достаточно традиционен, но вместе с тем неуловимо своеобразен. После традиционного лавкрафтовского начала (главного героя запирают в сумасшедшем доме, и пришедшему к нему другу он рассказывает, что с ним случилось), мы начинаем интереснейшее занятие на земле: следить за чужой мыслью. Герой — следователь страховой компании в прекрасном исполнении Сэма Нила, раскрывающий мошенничества со страховкой. К этой компании как раз и обратилось крупное издательство, лучший писатель которой (некто "Саттер Кейн", на поверку оказавшийся актёром Юргеном Прохноу), живущий затворником, и поддерживавший связь с миром через своего агента, оказался недоступен, ибо его агент получил пулю в голову как раз на глазах у нас с вами. Теперь следователю надо, опираясь на мифический мир книг Саттера Кейна, понять, где именно он скрывается, а после, обнаружив, что выдуманный Саттером Кейном город существует на самом деле, остаться в живых, и, наконец, попытаться спасти человечество от неминуемой гибели. Помимо отсылок к книгам Лафкрафта и Кинга, в фильме также невообразимое число киноцитат, и откровенно пародийных моментов, которые, тем не менее, ни на секунду не ослабляют градуса происходящего. И уже довольно предсказуемая, но от этого не менее прекрасная концовка оставляет любителям поковыряться в деталях огромный простор для полёта фантазии. Карпентер — режиссёр очень неровный. Пристойные картины в его творчестве перемежаются откровенной ерундой, или просто проходными фильмами. "В пасти безумия" — несомненная удача Карпентера, и до сих пор — один из лучших фильмов жанра. Тем удивительнее, что картина при посредственном бюджете в 14 миллионов, провалилась в прокате, надолго затем отбив у студий снимать полнобюджетные фильмы ужасов. Лишь "звонок" вернул ужастикам утраченную было славу кассового жанра, выплеснув на наши с вами головы потоки девочек со спутанными волосами. Бррррр... Дмитрий Савочкин 09.06.2007

Смотрите также